Гитарная магия

19 марта 2019


   Давно ничего не писал в блог, надо это исправить. Сегодня речь пойдет о сказке, иначе и не назовешь. Лет десять назад я был молод и наивен, потому решил купить электрогитару. Сподвигли на этот поступок разные музыканты и гитаристы, которыми я восхищался и хотел стать таким же как они. Кроме того, мне нравилась классическая музыка и гитара ассоциировалась так же с некой классической ученостью при всем том, что на ней можно играть не только каприсы Паганини, но и грубый рок или протестующий панк. Наверное, все играющие музыку помнят тот волшебный момент, когда вы впервые купили гитару или другой инструмент, вот она лежит на диване, а у вас все мысли о ней, будто о любимой девушке. Даже засыпаешь каким-то счастливым, будто влюбился. Ведь впереди так много неизвестного, столько не сыгранных произведений, надежды на будущее, заполненное творчеством и вдохновением.

    В былые времена гитарный мир не радовал обилием самоучителей, а видеошколы так и вовсе были доступны лишь избранным, счастливым обладателям компьютера и модема с космическими скоростями в 28kb\s. Им открывались двери в мир размытых vhs видео, на которых известные рокеры рассказывали о том, как нужно играть на электрогитаре. Везунчики учились правильной технике у Пола Гилберта, Джона Петруччи, Джона Патитуччи, Шона Лейна, Росса Болтона и прочих виртуозов. Также начинающие музыканты занимались с преподавателями или, на худой конец с самоучителями, а там уж как повезет, можно было на всю жизнь стать обладателем ужасной техники, покалеченных рук, либо чему-то худо-бедно научиться, а потом методом проб и ошибок выправлять дефекты при помощи напильника. Не смотря на спартанские условия, то было золотое время, сейчас попробую рассказать почему.

    Процесс игры на инструменте для многих новичков тех времен был делом весьма загадочным и таинственным. Мы зачарованно смотрели на известных виртуозов, ловко перебирающих пальцами по грифу. "Как он это делает?" - вопрошали мы, наблюдая за любимым гитаристом. Хотелось сыграть, повторить, но знаний из самоучителей недоставало, всегда была какая-то загадка в игре виртуоза. Постепенно мы вырастали, улучшали свои навыки, слух и мышление, понемногу догоняли своих кумиров. Работа музыканта похожа на работу фокусника, покуда обман остается нераскрытым, искусство живет. Как только становится понятным, как повторить фокус, к нему пропадает всякий интерес. Вспомните, как вас очаровывала красивая мелодия, вы горели желанием изучить ее, сыграть, потом все получалось, но постепенно она теряла свое очарование. И все же, не смотря на это, мы продолжали свой путь, ведь впереди еще столько интересного, непознанного, столько всего предстоит открыть и изучить.

    Технический прогресс не стоит на месте, компьютер и интернет теперь имеет почти каждый, нам открыта дорога к любой информации. Многочасовые видеошколы и книги от известных музыкантов канули в Лету, уже несколько лет набирают популярность видеоуроки от обычных и никому неизвестных гитаристов, которые со своего дивана делятся опытом с другими диванными падаванами. Казалось бы, как здорово, только кликни и получишь ответ на любой вопрос, дремучие времена позади. Вот бы раньше так, когда совсем не знали, как нужно играть, как ставить руки, ударять медиатором о струны. И все бы хорошо, если бы у этого прогресса не было подводных камней, о которые можно разбиться. Не кажется ли вам, что теперь нас ничего уже не удивляет? Ингви Мальмстин делает слайды, Пол Гилберт прыгает через струны, вибрато надо делать так, свипом играть сяк... Информации стало так много, что она перевешивает практику. Нынче каждый, даже самый малоопытный гитарист, хорошо осведомлен о том, как нужно правильно играть, какими приемами и как пользоваться, кто играет хорошо, кто играет плохо, а кому и вовсе лучше бы продать гитару и больше не прикасаться к ней. Ведь им в пятиминутном ролике с ютуба очередной диванный гуру уже поведал о всех тонкостях гитарного мастерства, о единственно верном способе извлечения звука или угле наклона медиатора. Такой способ намного прогрессивнее устаревших книг, которые пылятся на виртуальных полках.

    Гитарные и музыкальные гуру растут как грибы, собирая с просторов интернета свою преданную паству, готовую по мановению их руки идти войной хоть на самого Стива Вая, если вдруг окажется, что он неправильно пользуется рычагом или переменный штрих у него слабоват. Юные падаваны, следуя канонам эффекта Даннинга — Крюгера, рвутся в бой, чтобы донести всем несчастным и заблудшим свет истины. У кого гитара не строит, кто-то вибрато делать не умеет, бэнды не дотягивает, страдает от рассинхронизации, какой-то убогий играет вперед барабанов, медиатор не так держит или гитара не того цвета, никто не уйдет от кары культа правды об игре на гитаре, даже если у членов культа нет слуха. А что взамен? Может советы, как стать лучше, исправить неправильную постановку, устранить рассинхронизацию или перекрасить гитару в другой цвет? Конечно! Пусть каждый заблудший без промедления бежит на канал гуру и обретает истину или погибнет под давлением всеобщей честности. Или пусть бросает гитару, чтобы не травмировать слух благородной публики. Эх, жаль новичков, только купил человек гитару, а тут такое, играть он оказывается не умеет, потому надобно гитару-то обратно в магазин вернуть, чтобы ей пользовались те, кто сразу сможет нормально играть. Конечно, самые упорные и любящие музыку не смутятся и проложат свой путь даже через орды отборнейших критиков, но ведь не все таковы. Безликой толпе плевать на чужие чувства, старания, мечты, она всецело подвластна той силе, что теперь формирует общественное мнение.

    Даже кумиры миллионов на поверку оказываются бездарностями, которые за всю карьеру так и не вышли за пределы уровня новичка. Ведь и у них техника хромает, что поделать, ну не было у Джимми Хернрикса, Слэша или Эдди Ван Халена ютуба, да уж, не повезло людям. Теперь травят наши уши своим козлиным вибрато, блеянием, блеванием в дедушкино ведро, чавканьем хлебушком и прочими шумовыми эффектами из 80-х. Я бы уже на их месте дал в рейтузы от такого позора, к счастью ютуб меня выручил, вовремя переучился.

    А вот классические музыканты немного отстают от прогрессивного человечества, бережно относясь к другим людям, технике игры, терминологии и всему остальному. Никто из них почему-то не называет чужую игру эпитетами, похожими на ругань в кабаке, с первых шагов создавая в умах своих учеников прогрессивную тошнотворную терминологическую карту музыкального мира. А вот и зря, ведь так и зачахнуть можно в своем консерватизме, скоро классическую музыку никто уже слушать не будет или изучать. Все потому, что классики не сумели адаптироваться под реалии современности.

    В интересное время живем, друзья мои. Музыка расколдована, ничего нас уже не удивляет, сразу же разложим по полочкам всех этих Кирков Хэмметов, Слэшей, Зинчуков, Андриановых и прочих, да так разложим, что и слушать их станет неинтересно. Достойны внимания лишь избранные, которые могут играть с точностью Guitar pro или DAW. А современная новаторская терминология, о которой я немного упомянул выше, позволит отправить в анналы истории всех неугодных режиму!

    Попробуйте посмотреть, как преподают в консерваториях или посмотреть на то, с какой заботой и добротой некоторые педагоги обучают музыке маленьких детей. Вспомните, каково это, когда покупаешь свою первую гитару, как ребенок крутишься вокруг нее, искренне радуешься. Вспомните тех музыкантов и их замечательные произведения, которые сподвигли вас на этот сказочный поступок. Люди мечтают о недосягаемых метафизических горизонтах, пытаются соответствовать благородному образу музыканта, который подавал, скажем, Натан Перельман. Но это все безнадежно устарело, современные прогрессивные методы обучения делают даже из новорожденных непревзойденных знатоков музыки. Больше не нужно мечтать, не нужно оглядываться на постаревших авторитетов. Устаревшие сказочные термины из учебника Игоря Владимировича Способина заменим на прогрессивные термины из области сказок Шуры Каретного, основанных на принципах чистого идиотизма, шумового террора вербального насилия и расчленения духовных ценностей. Отныне будем заниматься по методу булькающей, бурлящей и чавкающей выгребной ямы. Данные эпитеты разрушат любые мечты этих заблудших недоносков, решивших учиться играть на гитаре по методам, отличным от нашей школы, где говорят всю правду в лицо.

    И все же, я заблудший человек. Никак не могу привыкнуть к новым реалиям. Хорошо было раньше, когда никто не знал, как надо правильно играть, всюду была загадка и тайна, как у красивой женщины, покрытой вуалью. Как здорово, что в мое время не было такого количества обучающих материалов, не было растущих на дрожжах гуру гитарного мастерства и их единственно верных уроков. Приходилось идти вслепую, совершать множество глупых ошибок, годами выправлять неправильную постановку. Зато была сказка, ради которой в те лихие годы каждый юный мечтатель брал в руки музыкальный инструмент. А как бы обернулось дело, если бы в те времена у меня был доступ к прогрессивным гитарным сэнсэям наших дней? Что если бы я впитал с молоком матери, что называется, все современные гитарные термины, озвученные выше. Быть может, я бы предпочел купить другой музыкальный инструмент, бросить музыку, или даже обмотать свою голову таким слоем ваты, чтобы никогда больше не видеть и не слышать всего этого. Что тут сказать, не был готов я к такой жизни в свои годы. Зато теперь у меня есть ютуб и необходимый заряд бодрости духа, чтобы внимать истине, которая доносится с далеких диванов. Кстати, хочу вас обрадовать, нынче компьютеры сильно развились, говорят, теперь даже для кино музыку делают на компьютере, а это значит, что можно с двойным усердием унижать каждого безумца, который рискнет взять в руки гитару или любой другой музыкальный инструмент.

Комментариев нет:

Отправить комментарий