Учим музыкальную теорию, смотря мюзикл "Каннибал".

07 марта 2020


    Всем привет, сегодня у нас на повестке дня небольшой обзор-разбор комичной сцены из старенького мюзикла "Каннибал".


    В былые времена я непомерно "зависал" на этом моменте.  Спонтанно появлялись разные эмоции: непонимание, веселье, злоба от непонимания, снова становилось смешно. Шли годы, мое знание музыкальной теории становилось все более фундаментальным, и теперь я готов, расшифровать этот невероятный текст, которым можно было бы пытать студентов на экзаменах в музыкальных учебных заведениях.

    Повествование начинается с того, что мы становимся свидетелями забавного спора двух совершенно не похожих друг на друга группировок людей. Можно разделить их на мужчин в шляпах (хоть один из них носит шапку ушанку), которых я бы охарактеризовал как выпускников Московской консерватории, и на людей, не носящих ковбойские шляпы, но одетых в меховую одежду, которых можно характеризовать как злостных прогульщиков уроков по музыкальной теории, пришедших из суровых и холодных северных земель.

    Сначала самый низкий и при том самый наглый человек из троицы варваров "наезжает" на своего друга, заявляя, что тот пел не в том ключе. Здоровяк уточняет, что пел в ми бемоль миноре, на что коротышка бурно парирует, мол, песня была в фа диез мажоре. Видимо, речь идет о тональности, то ли перевод неточный, то ли для пущего юмора так задумано.

    Не в силах смолчать, мужчина в шляпе и с книгой в руке встревает со словами, что ми бемоль минор и фа диез мажор - это одно и то же - родственные тональности. Чтобы уточнить степень родства, с точки зрения музыкальной теории, вернее было бы их назвать параллельными, но это я придираюсь. По моему мнению, все же, эти тональности не могут быть одним и тем же, ибо в каждой тональности есть устойчивые звуки и неустойчивые. Если петь в миноре - будет, грубо говоря, грустная песня, если в мажоре - веселая. Однако, так же можно петь в отрыве от привязки к устойчивым ступеням, в таком случае логика остается на стороне ковбойской команды.

    Главный задира не соглашается со словами мужчины в шляпе, по его мнению, родственный минор находится на 3 полутона выше от тоники, а не ниже.

    На это безобразие осмеливается возразить самый юный представитель команды мужчин в шляпах, справедливо указавший, что родственный минор располагается на 3 полутона ниже от тоники, как ля родственный минор до мажора. Вроде бы все логично, но...

    "А разве в до мажоре нет ля диез?" - спрашивает доселе молчавший мужчина в меховой шапке из лагеря прогуливавших уроки по теории. Судя по всему, он искренне пытается помочь своей команде, но этот вопрос выдает в нем самого не разбирающегося в музыкальной теории человека, из всех присутствующих в этом интеллектуальном поединке. В до мажоре не бывает диезов или бемолей. Как говорится, если молчать, можно и за умного сойти... было бы.

    "А вы что, в миксолидийском ладу поете?" - отвечает колким вопросом на вопрос мужчина в шляпе с книгой в руке. Миксолидийский лад - это почти тот же до мажор, но с пониженной 7 ступенью, что дает в итоге ноту ля диез, которая почудилась оппоненту в меховой шапке.

    "Ля диез - это тоника до мажора, это 6 ступень!" - настаивает самый главный "любитель" музыкальной теории. Видимо, теперь ему терять уже нечего, и он перешел в режим теоретического берсерка. Или же, этим лихим маневром он пытался "взять огонь на себя", чтобы защитить недавно опростоволосившегося друга, который рассказывал о ля диезе в до мажоре. Фраза звучит совершенно безумно и абсурдно, ведь тоникой до мажора может быть только нота до, а не ля диез, которого в до мажоре быть вовсе не может. Кроме того, шестая ступень сама по себе не может быть тоникой, ведь тоникой всегда нарекается первая ступень лада. Шестой ступенью до мажора является нота ля, но не ля диез.

    Мужчина в шапке ушанке не соглашается, его в этом поддерживает коллега в шляпе, который заявляет, что такая диковинная нота, скорее всего - это повышенная 13 ступень. В до мажоре, если мы имеем в виду классический диатонический лад, может быть всего 7 ступеней, потому это высказывание можно расценивать как хитроумную шутку. Гипотетически, можно достроить лад методом повторения нот до повышенной 13 ступени, что в итоге позволит нам увидеть многострадальную ноту ля диез.


    Команда мужчин в шляпах безоговорочно побеждает команду мужчин в меховой одежде, демонстрируя не только отличное знание музыкальной теории, но и неплохое чувство юмора.

Комментариев нет:

Отправить комментарий