Ржавый металл

12 октября 2017

    Хорошее название для рок-группы получилось бы - “Ржавый металл”. Есть в нем что-то брутальное, в то же время печальное, ведь ржавчина смотрится не слишком привлекательно, она напоминает нам о том, что нет ничего вечного под Луной. В моем замечательном городе сейчас всюду ведется строительство всевозможных архитектурных сооружений, иногда на европейский манер, порою красивых. Значимой частью обновления города стала замена фонарных столбов. Все столбы очень красивые, прямо-таки произведение искусства. Так уж вышло, я большой любитель трогать всякие фонарные столбы, деревья и заборы. Иду однажды по улице, никого не трогаю, кроме столбов, конечно. И тут бац! Аномалия. Каково же было мое удивление, когда обнаружилось, что некоторые столбы сделаны из пластика. Мне стало невыносимо грустно. Как же так? Вспомнилась песня Летова про пластмассовый мир, который победил. Вроде бы ничего нового.

    Пластиковые столбы - это мелочи. У меня есть стол из ДСП, по ощущениям он не дотягивает даже до столов времен СССР, которые также делали из ДСП. Есть у меня миди клавиатура с пластиковыми клавишами. Когда-то их делали из дерева и слоновой кости. А еще имеются две флейты, одна из груши, вторая из пластика. Можно долго перечислять разные предметы. Я уверен, многие сразу же скажут, что речь идет о битве лампы и цифры. Да, это так, я затронул именно эту тему. О ней нужно говорить, если мы перестанем удивляться пластиковым фонарным столбам, то пластмассовый мир, который уже победил, сделает это дважды, исключительно для того, чтобы вдвойне опозорить проигравшего противника.

    Интуитивно мы чувствуем, что все в мире становится каким-то неживым, искусственным, чуждым человеку, лучше сказать, оторванным от природы. Что означает эта оторванность? В философии постмодерна существует интересное слово - симулякр. Оно хоть немного проясняет сложившуюся ситуацию. Попробую на всякий случай пояснить его значение.

    Симулякр – это образ отсутствующей действительности, пустая форма, знак, за которым не стоит какая-либо реальность. Этот термин восходит еще к Платону, под которым он подразумевал «копию копии». Симулякр рассматривался также в работах Ж. Батая, Ж. Делеза. Но именно в философии Ж. Бодрийяра он нашел наиболее полное обоснование с учетом специфики информационного общества. Ж. Бодрийяр выдвигает тезис о четырех стадиях эволюции знака (образа), который вместо того, чтобы отражать истинную реальность, приводит к ее искажению, и, в конечном итоге, перестает иметь к ней какое-либо отношение, поскольку является исключительно отображением того, что на самом деле не существует в реальности. Это копия без оригинала. По мнению Бодрийяра, в культуре постмодерна доминируют симуляции, не имеющие отношения к реальности, превращающие мир в виртуальную, знаковую реальность. К своей книге «Симулякры и симуляция» Бодрийяр дает такой эпиграф: «Симулякр никогда не скрывает правду, он и есть правда, которая скрывает, что ее нет». Ж. Бодрийяр делает акцент на том, что гиперреальность — это все больше информации и все меньше смысла.

    Представьте себе озеро в лесу, куда приходит художник, чтобы нарисовать прекрасную картину. Картина прекрасна потому, что лесное озеро прекрасно. Что такое картина, которая изображает озеро? Это некое воспроизведение реальности, данной художнику в чувственном восприятии, но не сама реальность. Картина является лишь умелой и упрощенной подделкой, хоть она и весьма красива, если художник способен передать красоту мира. Затем его шедевр выставляют на обозрение в галерее. Туда приходит фотограф и делает фото картины. Происходит симуляция симуляции лесного озера. Потом это фото может быть отсканировано и отправлено в интернет, но и это не предел, ведь его можно распечатать на принтере и так до бесконечности. Каждый раз изображение будет терять в качестве, картинка будет искажаться до тех пор, пока не потеряет всякую связь с оригиналом. Вот еще парочка примеров. Грабли - это симулякр руки. А вспомните, какими были деньги раньше. Сначала люди просто менялись товарами, потом стали меняться при помощи драгоценных металлов и монет из них. Позже появились деньги из самых простых металлов или даже из бумаги, но на них было написано, что они обеспечены золотым запасом страны. Сейчас этой надписи уже нет, да и деньги теперь превратились в нечто воображаемое, хранимое в сети интернет и на жестких дисках.

    Сюрреалисты все это понимали и даже шутили. Например, у Рене Магритта есть картина под названием «Вероломство образов». На картине изображена курительная трубка, под которой рукописно выведена надпись «Это не трубка» (фр. Ceci n’est pas une pipe). Надпись кажется противоречивой, но фактически верна. Картина с изображением трубки — это не сама трубка, а ее образ.

    Вспомните эпоху веб 1.0 Мне она очень нравится своим угловатым дизайном, который всем своим видом говорит, что виртуальный мир - это отдельная самобытная реальность. Компьютер говорит: “Эй, пользователь, мой мир - это нечто сюрреалистичное, волшебное и необычное, попадая сюда, ты попадаешь в другой мир.” Получается весьма заметный контраст между мирами. Старые компьютерные игры мне нравились больше, так как они не ставили своей задачей идеальное воспроизведение реальности, а концентрировались на других вещах вроде хорошего сюжета. Веб 2.0 задает другие стандарты. Дизайн сайтов сильно меняется, появляются плавные градиенты, округлости, цвета не режут глаза.  Хорошо ли это? Вроде бы глазу приятно. Однако, виртуальный мир все более сливается с реальным, в своей попытке пародировать его. Такое слияние постмодернисты называют гиперреальностью.

    Гиперреальность — термин в семиотике и философии постмодернизма, описывающий феномен симуляции действительности, а также неспособности сознания отличить реальность от фантазии, особенно в технологически развитых странах постмодернистской культуры. Гиперреальность характеризуется заменой реального знаками реальности — симулякрами. Соотнесенность реальных предметов и их знаков отсутствует. Если Реальность производит, то гиперреальность только симулирует. Жан Бодрийяр полагает, что сегодняшний поток информации уничтожает реальность, словно обволакивая ее путем создания огромного количества симулякров, которые и формируют гиперреальность, замещающую собой подлинную реальность. И политика, и экономика, и сексуальность обретают форму гиперреальности, так как происходит замена реального знаками реальности, утверждение иллюзии творчества, прекрасного, доброты. Реальность подменяется продуктами творчества средств массовой информации, создающими собственную реальность. Человек более не воспринимает истинную действительность, оказавшись в плену ее искусственной подмены, симуляции. Таким образом, человек оказывается оторванным от реального мира, будучи погруженным в условия гиперреальности.

    Статья была бы неполной, если бы я не написал о том, с чего ее начинал - о ржавчине. Чем хороши металлические фонарные столбы? Они ржавеют, скажу я вам. У вас бывало чувство уважения к старине? Видели когда-нибудь старые часы с маятником или камин, в котором пылает настоящий огонь, освещающий комнату? То-то и оно, человеку приятно смотреть на огонь, куда приятнее, чем на холодное мерцание диодов. Да, мы теперь живем без хлопот, освещение есть всюду. Быть может, у каждого со временем появится по камину в доме, если человечество постигнет социализм. Вот только, как бы мы не забыли, что такое камин, ведь мы забыли, что такое деньги из серебра или золота. Человек живет слишком мало, чтобы помнить. Раньше ругали цифровой звук, всегда предпочитая лампу, но сейчас у него появляются свои поклонники. О вкусах ведь не спорят, вдруг найдутся люди, которые скажут, не хочу я ваш камин, хочу светодиоды. Да и озеро это ваше уродливое, куда лучше то, которое нарисовал какой-нибудь сюрреалист, максимально непохожее на оригинал. Попадись мне в темном переулке тот, кто скажет, что пластиковые фонарные столбы приятнее на ощупь.

   Ржавые и холодные ограды или столбы неустанно напоминают человечеству, что всему приходит конец, они создают дистанцию между новым и старым. Кроме того, они напоминают нам о собственной смерти. Пластмассовый мир не хочет умирать, он стремится жить вечно. Все стало глянцевым, в том числе люди. Посмотришь рекламу или трендовые шоу, все так и сияет пластиком. Приходит ощущение, что я и в самом деле бессмертный. Но в своем бессмертии я все же веду борьбу с насморком или прыщами, чтобы стать пластмассовым и глянцевым, прямо как люди с обложек журналов. Еще можно надеть на себя костюм супергероя, который скроет все недостатки тела, делая из человека что-то вроде бездушного манекена, сливающегося с окружающим миром, не издающего неприятных запахов, никого не раздражающий. Манекен как жвачка со вкусом клубники и запахом лимона, все очень приятно и комфортно.

    Теперь и сам человек, как материальный объект, претерпевает изменения, связанные с модификацией тела. Не удивлюсь в будущем увидеть кентавров, минотавров, русалок, киборгов и т.д. Для примера, поиграйте в игру Deus Ex, в которой ставится вопрос о гуманности замены частей тела человека механическими протезами. Также многие знают про аниме “Призрак в доспехах”, там пошли дальше и поместили душу или сознание человека в искусственное механическое тело, что привело к гипотетическому бессмертию человека. Трудно сказать, это объект передо мной или субъект? Где разница между субъектом и объектом в мире постгуманизма? Будем ли мы счастливы, прикасаясь к резиновому телу любимого человека, которое не стареет. А может, нам будут транслировать иллюзию чувственных ощущений прямо в искусственный мозг из микросхем? Будем ли мы любить этого человека вечно? Гуманизм ставит высшей ценностью человека.  Трансгуманизм утверждает, что человек - это лишь этап на пути эволюции материи, проходящий этап, который должен перейти в новое качество. Все эти вопросы можно прочувствовать через литературный жанр киберпанк.

    Интересно так же будет понаблюдать, например, за дизайном старых автомобилей и современных, или за внешним видом механизмов. Раньше машина выглядела страшно, ее можно было испугаться. Представьте себе паровоз, извергающий клубы дыма, который проносится мимо вас, издавая звуки чудовища. Представьте машинное отделение Титаника, его огромные лопасти. А потом это все ржавеет и приходит в негодность, становится страшным. Так же страшно выглядит труп давно умершего человека. Все механизмы, которые некогда вращались со скрежетом и требовали смазки маслом, теперь выступают наружу. Но если посмотреть на то, как выглядят механизмы сейчас, мы видим, что все они надежно запрятаны под красивые, гладкие и блестящие корпуса. Лишь открыв капот, можно рассмотреть музейный экспонат мощного и ужасного чудовища, который все еще напоминает об опасности. Сейчас стало модным делать сюжеты про милых подземных страховидлов, на манер игры Undertale. Раньше чудовища являли собою опасность, с которой непременно боролся доблестный рыцарь, рискуя при этом своей жизнью. И водитель должен рисковать, чтобы управлять чудовищем. Он об этом зачастую не помнит, погружаясь в комфортные и приятные конструкторские и дизайнерские ухищрения, делающие из монстра паиньку-автомобиль, который должен быть в первую очередь безопасным и красивым, но при этом всем указывать на статус доблестного рыцаря, который сумел обуздать дикого зверя.

    То же самое можно сказать об авиации. Предлагаю читателю посмотреть полнометражный мультфильм “Ветер крепчает”. В этом аниме будет все, что нужно. И страшные летающие машины, и творец-инженер, который хочет их обуздать и сделать изящными, будет тема войны, любви и смерти. Во всем этом есть романтика и прекрасное. А есть ли романтика в безопасном и комфортном перелете, в котором ни чем не рискуешь? Определенно, может быть, но не в нем самом.

    Если бы вещи были вечными и не ломались, не было бы ничего нового и старого. Мы бы их даже не замечали, так как пользуемся вещами, почти всегда не думая о них, не замечая их. По-настоящему фонарный столб может привлечь внимание лишь тогда, когда он от ветхости с грохотом падает на землю. В остальное время до него никому нет дела, ведь каким придурком нужно быть, чтобы разглядывать столбы? С каждым днем мир становится все более искусственным и пластмассовым, вместе с тем и более незаметным. Спасибо технике за это. Тема техники - это отдельный разговор, который лучше затронуть в отдельной теме.

    Людям был дан мир в своей первозданной красоте, но они не могут сидеть и смотреть на него сложа руки. Деятельность человека всегда направлена на преобразование всего вокруг, я бы даже сказал, человек озабочен или одержим этим. Следуя дальше по этой логике, в будущем не должно остаться ничего из того, что нам сейчас известно. Подобно химере, все будет состоять из невероятной смеси вещей, которые мы не сможем сопоставить ни с одним известным нам образом. Хорошо это или плохо - решайте сами.

    Из всего вышеописанного можно сделать вывод. Либо мы признаем, что раньше было лучше и трава была зеленее, либо не признаем и отдадимся на милость новому прекрасному миру симулякров и мутантов. А еще можем хлопать глазами и ничего не говорить.



Комментариев нет:

Отправить комментарий